Финифть, филигрань и клуазоне: различия и сходства

27.12.2013

Бусины клуазоне, а также все предметы и ювелирные украшения, выполненные в этой технике, в России часто называют филигранью или финифтью. Такие ошибки (а это ошибки!) совершают те, кто мало знаком с развитием ювелирного искусства. Если быть точными, то техника перегородчатой эмали (клуазоне) появилась еще в древности. Ее использовали, в том числе, при изготовлении украшений фараонов в древнем Египте. Правда, в те времена вместо эмали использовалось стекло или драгоценные камни, которые вставляли в ячейки украшений. А сами ячейки создавались с помощью проволоки, которую напаивали на основу украшения в виде рисунка.

Клуазоне 1     Клуазоне  2

Развивалась эта техника отдельно от филиграни и финифти, и в будущем получила свое название «клуазоне», когда вместо стекла и драгоценных камней вставляли в ячейки эмаль, подвергая готовое изделие обжигу и обработке. Филигрань же развивалась на территории древних славян и появилась примерно в 3 веке нашей эры. Ее также называли сканью (от древнеславянского «свить, скрутить») и в отличие от клуазоне, в этой технике не использовался дополнительный декор в виде стекла, эмали или драгоценных камней. Филигрань (скань) – это техника обработки металла. То есть, металлическая основа изделия украшалась за счет множества скрученных проволочек, напаянных на нее. Эта техника намного сложнее клуазоне, так как узоры из проволоки более мелкие, чем разделение основы на ячейки. Позднее в филигранное изделие стали вставлять драгоценные камни, но не по всей площади основы, а только в отдельные ячейки. Еще одна технология, связанная с филигранью способом обработки металла, называется зернью. В этой техники в качестве декора используются мелкие металлические шарики (часто из разных металлов), которые напаиваются на основу в виде рисунка.

Филигрань 1     Филигрань 2     Филигрань 3

Что же касается работы с эмалью, то здесь основой является изобретение древнего мира, о котором рассказано в самом начале. Перегородчатая эмаль, получившая развитие в средние века в Европе, создавалась двумя способами. Первый из них – клуазоне – в качестве основания для рисунка в нем служили металлические проволоки, а второй – шамплеве – основанием для заливки эмалью в нем служили выемки, сделанные на самой металлической пластине. Не трудно догадаться, что второй способ не получил должного развития по причине тяжести изделий. Для того чтобы создать в такой технике украшение необходима достаточно толстая металлическая пластина.

Шамплеве 1     Финифть 1     Финифть 2

Когда развитие работ с эмалью достигло высшей точки, эмаль стали использовать без металла. Именно тогда появляется техника, именуемая сегодня финифть. Если говорить совсем простым языком, то это художественный рисунок эмалью по эмали. То есть, для создания изделия в технике финифть в качестве основы использовалась эмалевая (белая) пластина, на которую наносилась эмаль разных цветов в виде рисунка. В отличие от клуазоне, филиграни и зерни, финифть – очень трудоемкий процесс. Каждая деталь рисунка наносилась отдельно и после каждого мазка «художника» изделие обжигалось. Во время создания изделия среднего размера оно могло обжигаться до сотни раз, прежде чем работа была закончена. Поэтому филигрань и финифть, будучи сложнее по процессу изготовления, стоили гораздо дороже, нежели клуазоне или шамплеве. Но благодаря схожести технологий создания, название одной подменяют названием другой. Надеемся, что вы теперь сможете отличить эти похожие друг на друга техники, и никогда не будете ошибаться.



* Вы можете сообщить об ошибках или опечатках в этой статье - выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться

Прекрасная статья! Очень нравятся работы в технике филигрань, что-то подобное даже пыталась изобразить с использованием полимерной глины. очень понравилась предпоследняя фотография, нежно, цветочно, женственно и роскошно!
- Чукотский АО, Анадырь
Спасибо. Очень познавательная статья! я бы не путала название этих техник, я до сей поры вообще ничего не знала о них ... Наверное мастера обладатели огромного терпения :)
Благодарю, за хорошее разъяснение! Теперь мне стало понятней. Украшения выглядят очень элегантно. Думаю станут прекрасным дополнением к вечернему платью. Особенно нравятся изображения цветов) Не сомневаюсь, что работа трудна, но она того стоит.
- Псковская обл, Псков
Здорово, а я этого всего и не знала. Сколько нового можно узнать просто потрясающе. Превосходные работы в примерах, теперь понятно что и как.
- Краснодарский край, Краснодар
Очень интересная статья! Честно признаюсь, я вообще ничего этого не знала, ну разве, что только немного про филигрань. Я вообще люблю статьи с таким кратким экскурсом в историю - всегда интересно узнать, как и где зародился тот или иной вид рукоделия.
никогда не знала, что такое финифть, филигрань и клуазоне. класс. красота. столько всего интересного можно узнать на этом сайте. класс. спасибо за информацию.
- Рязанская обл, Рыбное
Раньше не знала, что означают все эти непонятные слова. Спасибо за статью, очень интересно. Будем ждать новых статей и новых знаний.
Недавно встречала украшения и изделия в стиле финифть, филигрань и клуазоне. Посмотрела сейчас на фото. Очень бы хотелось научиться делать что-то подобное. Супер.. Слов нет, один восторг.